Как составить таблицу и проанализировать основные показатели деятельности предприятия?
Основные сложности при написании курсовой или дипломной работы для большинства студентов начинаются в аналитической части работы, где студент должен проявить свои теоретические знания, практические навыки и творческие способности в проведении анализа исследуемого процесса. Если по некоторым дисциплинам (к примеру, по курсам французского языка) такой анализ и вовсе не требуется, то по экономическим – он является наиболее важным в структуре всей работы. Как показывает практика, в большей степени оценка курсовой или дипломной работы руководителем напрямую связана с качеством проведенного анализа экономических процессов.
Как правило, аналитическая часть курсовой или дипломной работы по экономике предприятия заключена во втором разделе и всегда требует обязательного присутствия анализа основных финансово-экономических показателей деятельности субъекта хозяйствования. При этом студент должен составить таблицу с такими показателями и провести подробный анализ ее данных. Каждый уважающий себя студент должен знать как правильно составить и проанализировать такую таблицу, владеть такими понятиями, как темп роста, темп прироста, относительное изменение, абсолютное изменение, сопоставимые цены, действующие цены, индекс цен, уровень или удельный вес показателя и др.
В целях обучения навыкам и принципам построения и анализа таблицы основных финансово-экономических показателей предприятия предлагаем изучить следующий пример.
Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности предприятия (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели финансово-экономической деятельности предприятия в 2009-2010 гг.
Наименование показателя |
Ед. измер. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
млн р. |
245593 |
136483 |
-109110 |
55,6 |
Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки |
млн р. |
34991 |
20432 |
-14559 |
58,4 |
в % к объему выручки |
% |
14,248 |
14,970 |
0,723 |
х |
Выручка от реализации (за минусом налогов и сборов, уплачиваемых из нее) |
млн р. |
210602 |
116051 |
-94551 |
55,1 |
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг |
млн р. |
190861 |
111717 |
-79144 |
58,5 |
в % к объему выручки |
% |
77,714 |
81,854 |
4,140 |
х |
Расходы на реализацию |
млн р. |
420 |
387 |
-33 |
92,1 |
в % к объему выручки |
% |
0,171 |
0,284 |
0,113 |
х |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг |
млн р. |
19321 |
3947 |
-15374 |
20,4 |
в % к объему выручки |
% |
7,867 |
2,892 |
-4,975 |
х |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг |
% |
10,123 |
3,533 |
-6,590 |
х |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
млн р. |
263 |
469 |
206 |
178,3 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
млн р. |
-3440 |
-2367 |
1073 |
68,8 |
Прибыль за отчетный период |
млн р. |
16144 |
2049 |
-14095 |
12,7 |
Налог на прибыль и другие платежи из прибыли |
млн р. |
5961 |
2046 |
-3915 |
34,3 |
Чистая прибыль |
млн р. |
10183 |
3 |
-10180 |
- |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
1685 |
1615 |
-70 |
95,8 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
1230 |
1565 |
335 |
127,2 |
Фонд заработной платы |
млн р. |
24871 |
30330 |
5459 |
121,9 |
в % к объему выручки |
% |
10,127 |
22,223 |
12,096 |
х |
Чистая прибыль на одного работника |
млн р. |
6,0 |
- |
-6,0 |
- |
Производительность труда |
млн р. |
145,8 |
84,5 |
-61,2 |
58,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Данные таблицы 1 позволяют проследить следующие тенденции в развитии предприятия. Так, по итогам 2010 г. предприятием получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в объеме 136483 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 109110 млн р., или на 44,4%. Ухудшение результата производственно-сбытовой деятельности предприятия в рассматриваемом периоде было обусловлено резким снижением спроса на продукцию предприятия со стороны основных потребителей, финансовое положение которых в 2010 г. сильно ухудшилось в связи с влиянием последствий кризисных явлений в экономике Республики Беларусь.
С отрицательной стороны характеризуется рост налоговой нагрузки на выручку, которая в рассматриваемый период возросла на 0,723 процентных пункта, с 14,248% в 2009 г. до 14,970% в 2010 г.
Ухудшение произошло также в связи с ростом уровня себестоимости реализованной продукции на 4,140 процентных пункта, с 77,714% в 2009 г. до 81,854% в 2010 г., а также уровня расходов на реализацию – на 0,113 процентных пункта, с 0,171% в 2009 г. до 0,284% в 2010 г.
В совокупности вышеуказанные факторы оказали отрицательное влияние на формирование прибыли от реализации продукции предприятия, объем которой по результатам 2010 г. составил 3947 млн р. и снизился по отношению к результату предыдущего года на 15374 млн р., или на 79,4%.
В результате произошло снижение показателей рентабельности продаж и реализованной продукции на 4,975 и 6,590 процентных пункта соответственно.
С учетом результатов операционной и внереализационной деятельности предприятие в 2010 г. сформировало прибыль отчетного периода в размере 2049 млн р., что стало ниже показателя предыдущего года на 14095 млн р., или на 87,3%.
Размер чистой прибыли в 2010 г., оставшейся в распоряжении предприятия, составил 3 млн р. против 10183 млн р. в 2009 г.
В рассматриваемый период предприятие проводило политику снижения численности работников. Так, за 2009-2010 г. среднесписочная численность работников предприятия снизилась на 70 чел. и составила 1615 чел.
Недостаточная загруженность производства в 2010 г. не позволила повысить уровень производительности труда работников предприятия, который снизился в рассматриваемый период на 61,2 млн р., или на 42,0%. В то же время доведенные «сверху» показатели по росту среднемесячной заработной платы в промышленности обусловили значительный ее рост по предприятию в 2010 г. – 27,2%. В результате сложилась негативная тенденция опережения темпов роста заработной платы (127,2%) над темпами роста производительности труда (58,0%), что характеризует крайне неэффективное использование трудовых ресурсов на предприятии.
В качестве вывода стоит обратить внимание на следующее. В рассматриваемый период предприятие значительно ухудшило свои финансово-экономические показатели по выручке, прибыли от реализации, прибыли отчетного периода, чистой прибыли и др. Главным фактором, оказавшим негативное влияние на формирование конечного финансового результата – прибыли, стали кризисные явления в экономике Республики Беларусь и, как следствие, снижение спроса на производимую предприятием продукцию со стороны потребителей.